Мне кажется вы немного не разобрались в определениях, от того и запутались. В православной аскетике гордость это не чувство, а состояние воли, в разных ситуациях гордость проявляется различным образом. Главные проявления гордости обычно разделяют на самомнение ("я есть что-то немаловажное") и самоугодие (болезненную потребность всё время искать удовольствия, причём эта потребность иногда может мучить и лишать всякого удовольствия). При остро проявлявленной гордости эти аспекты могут как приводить к самолюбованию и мечтанию о себе (когда что-то получилось), так и к страху, стыду, злости на себя и многим другим болезненным проявлениям. В крайних проявлениях гордость приводит к отчаянию, хотя и далеко не всякое не всякое отчаяние есть следствие крайней гордости. Таким образом человеку с "завышенной самооценкой" очень легко перейти в состояние с "заниженной самооценкой", что обычно и происходит, с развитием гордости и неадекватности. От проявлений гордости стоит отличать естественное для человека желание лучшего, гордость обычно наоборот мешает хотеть лучшего. Например, мучительно ищущий удовольствия человек находится в постоянной тревоге и заботе, у него нет ни времени ни сил искать лучшего. Он "выживает", понимая под этим самоугождение проявляемое во всех страстях. А страсти тем временем мучают сильнее и сильнее... Извините что коротко отвечаю, но тема слишком обширная.
|