Травля в школе: мифы и реальность.

Автор
Опубликовано: 3972 дня назад ( 8 февраля 2014)
Блог: все ок
Редактировалось: 2 раза — последний 9 февраля 2014
+10
Голосов: 10
В компании друзей у нас часто заходит разговор о том, в какую школу отдавать детей, когда они подрастут. В ту, где учат иностранным языкам со второго класса, или в ту, откуда выпускники стройными рядами поступают в престижный университет? «В такую, где нет травли, где дети не унижают друг друга и учителя не унижают детей, – говорю я. – А если не найду такую школу, то буду обучать детей дома».

Почему меня так беспокоит именно это?

Всем понятно, что школа – это не просто место, где дети «получают знания». Для большинства школа – это десять лет общения с одними и теми же людьми. В школе ребенок получает основной опыт общения, на основании которого делает выводы о том, как устроен мир, что ждать от других людей, и чего ждут от него окружающие. Если школа учит ребенка, что он не имеет права быть таким, какой он есть, что «отличаться» и «высовываться» – значит, стать объектом насмешек, что доверять людям и проявлять свою уязвимость – опасно, то зачем она нужна, такая школа?

Мне вспоминается случай, произошедший, когда я работала школьным психологом. Проходя по коридору на перемене, я увидела, как четверо восьмиклассников бьют ногами, зажав в угол, лысого одноклассника. Я подошла сзади к этой компании, взяла двух ближайших нападавших за воротники (ребята уже повыше меня были) и рявкнула, как смогла грозно: «Это что тут происходит?» Тут прозвенел звонок, и я отправила их в класс.

После этого у нас была серьезная беседа – нет, не с обидчиками и даже не с пострадавшим. С учителями. На моих глазах, пока я не подошла к этим восьмиклассникам, две учительницы, торопясь и отворачиваясь от безобразного зрелища, прошли мимо. Не вмешались, не прервали ситуацию. Сделали вид, что не заметили.

Что же мне ответили учителя? Они сказали, что «это естественно», что «дети жестоки» и что «этому мальчику надо научиться постоять за себя». Хорошо хоть, не стали говорить, что он сам нарочно их спровоцировал. Но если бы это был не лысый мальчик, а толстая (или, хуже того, умная) девочка? Если бы ребенок выделялся чем-то, что он может изменить? Учителя в этой школе точно сказали бы, что человек, которого бьют, обзывают, дразнят, высмеивают, объявляют ему бойкот и распространяют про него гнусные сплетни, «сам виноват». Дескать, не надо нарываться.

Пришлось развенчать несколько распространенных мифов о травле. Потому что речь идет не просто о «детях-изгоях». Когда мы говорим о «детях-изгоях», мы тем самым как бы утверждаем, что проблема в них. Травля же – это самоутверждение одного человека (или группы) за счет систематического унижения другого человека. Для любителей «Гарри Поттера» колоритный пример: то, что делали Мародеры со Снейпом – это именно травля.

В последние двадцать пять лет проблема травли в школе привлекает внимание зарубежных психологов. Наравне с проблемой «дедовщины» в армии, «опускания» в тюрьме, моббинга на работе, которые, по сути, есть проявления одного и того же феномена в разных контекстах.

Миф 1. Травля является и всегда будет оставаться нормальной составляющей взросления.
Исследования показали, что унижения и насилие со стороны сверстников в школе не менее травматичны, нежели другие формы насилия. В насилии нет ничего «нормального». Думать, что травля – нормальное явление, значит, лишать жертву поддержки и потакать обидчику. Если спросить самих школьников, они относятся к травле крайне негативно и хотели бы, чтобы школы что-то делали с этой проблемой.

Миф 2. Учителям легко разобраться, кто в классе обидчик, а кто – жертва травли.
Учителя замечают, как правило, только наиболее грубые, физические формы травли. Если один ребенок бросился на другого с кулаками, кто виноват? Конечно, тот, кто решил проявить физическую агрессию. Но за кадром остается, что говорил поколоченный, чтобы довести своего одноклассника. Обидчики часто бывают хитрыми и изворотливыми, и делают так, чтобы за их плохое поведение наказаны были другие.

Миф 3. Есть такие дети, которых обязательно будут травить, в какой бы социальной группе они ни оказались.
Такая позиция оправдывает бездействие взрослых, и, соответственно, создает очень плохой пример для подражания. Травля – это дисбаланс власти, который ребенок не может скомпенсировать самостоятельно. Она процветает там, где учителя попустительствуют тому, что большинство (а точнее, некоторые, берущие на себя смелость говорить от лица большинства) «выдавливает» и отвергает тех, кто хоть чем-то отличается. А это есть не что иное, как ксенофобия.

Миф 4. Травля происходит в любой социальной группе.
Травля происходит только в тех ситуациях, когда людей насильно собрали в одну группу, не уделяя внимания их индивидуальности и интересам, объединили их по какому-то малозначащему признаку (например, такому, как год рождения) и лишили возможности самостоятельно выбирать, хотят они остаться в этой группе или уйти из нее. Многие бывшие жертвы травли говорят о том, что в школе они были как в плену или в тюрьме. В школах с профильными классами и демократической системой школьного самоуправления травли практически нет.

Миф 5. Травля происходит потому, что ребенок чем-то отличается.
Любой ребенок чем-то отличается. И любой может оказаться жертвой. Травля происходит потому, что кто-то из детей и/или взрослых считает, что самоутверждаться за счет унижения другого – совершенно нормально. Достаточно одного такого человека на школу, и, если он достаточно активен, «веселая жизнь» окружающим обеспечена.

Миф 6. В ситуации травли задействованы две роли: обидчика и жертвы.
В ситуации травли задействованы все, кто так или иначе знает о ее существовании. Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них ситуация травли влияет не меньше (хоть и несколько иначе), чем на того, кого травят. Но на это редко обращают внимание, и опыт свидетельствования травле продолжает влиять на людей, хотя они и не осознают этого. А потом остается только удивляться тому, что, когда под окнами дома кого-то убивают, и жители слышат душераздирающие крики, никто не вызывает милицию, потому что «это меня не касается».

Обидчик и жертва, кстати, отлично осознают присутствие свидетелей. Свидетели могут вести себя по-разному. Они могут присоединяться к обидчику (чаще всего из страха стать жертвой), заступаться за жертву, или не делать вообще ничего. Пассивная позиция – самая распространенная. Когда свидетели ничего не делают, а просто стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»: «Вот какой я могущественный, я не только унизил вот этого, но еще и напугал, ошеломил всех остальных так, что они и пикнуть не смеют». Жертвы травли, ненавидят и презирают пассивных свидетелей даже сильнее, чем обидчиков. По их мнению, пассивные свидетели (как сверстники, так и учителя) –равнодушные трусы, которых надо остерегаться, потому что никогда не знаешь, когда они ударят в спину.

Миф 7. «Для твоей же пользы»: из опыта травли ребенок извлекает для себя урок.
Травля – отличный урок, если мы считаем, что для «готовности ко взрослой жизни» надо ожесточиться и очерстветь. И, как показывает опыт, сделать это вполне по силам большинству. Но одновременно люди теряют нечто ценное: способность доверять, способность вступать в близкие отношения, а в каких-то случаях – и собственную индивидуальность. Она оказывается спрятана за защитной «маской», которую человек привыкает носить в условиях «жестокого, жестокого мира».

Люди, подвергавшиеся в школе длительной травле и выжившие, могут преодолеть ее последствия (неуверенность, озлобленность, замкнутость, недоверие), только если попадут в другое сообщество, где всем позволено быть разными, где сотрудничество ценится выше, чем соперничество. Там они постепенно «оттаивают». Но они чаще бывшие жертвы травли сами не могут найти себе такое сообщество, и этом им нужна помощь.
_______

"Иногда ребенок не выдерживает травли и ломается. Периодически мы узнаем из СМИ о том, что кто-то принес в школу оружие и убил или жестоко изувечил нескольких одноклассников, после чего покончил с собой. Подобные события почти в ста процентах случаев предваряются историей травли: жертва не выдержала и решила устранить обидчиков. Некоторые убивают только себя.

Полагая, что мы лучше знаем, что полезно другому человеку, имеем ли мы право брать на себя функции «естественного отбора», когда выживает «наиболее приспособленный» (в данном случае – к злоупотреблению властью)?"

medportal.ru

Похожие записи:

юбилей..
Вот они мои 25 лет!!Уже приняла поздравления от самых родных и любимых,слопала шоколадку в честь днюхи и наревелась от души на сто лет вперёд!Сколько уж я не плакала...почти два года...ой...больше ...
)))))))))))))))))))))))))))))))))
Комментарии (46)
Счастливчик. # 12 января 2014 в 07:20
Да,это не пиятно,но это неизбежно. Все остальное это только рассуждение на тему "как могло бы быть,если бы...". Нужно учить детей стоять за себя-очень в жизни пригодится ибо сдабых травяь не только в школе их притесняют и во взрослой жизни. Так что учите детей быть сильными.
Темный Дайвер # 12 января 2014 в 08:32
А может травля по жизни как раз и идет из-за того что детей еще со школы учат трави или будь травимым? Быть сильным? Нет не тому мы учим когда закрываем глаза на подобное - мы учим детей которые не могут быть альфами быть подхалимами. Именно така политика делает детей шестерками в детстве и лицимерными трусами во взрослой жизни.
Счастливчик. # 12 января 2014 в 16:09
Именно учить быть сильными,а не закрывать глаза на травлю. Есть огромная разница.
Темный Дайвер # 12 января 2014 в 18:38
Ага. Только вот большинство предпочтут быть в подпевалах у задиры, чем заступятся за слабого. И получаем очередную порцию мудаков.
Счастливчик. # 12 января 2014 в 18:54
Да,ты прав. Я ни когда писздюлев не боялся,но и вмешиваться не вмешивался. Только раз. И то потаму что этого парня мы с друзьями за собой таскали всегда. А на других мне было ровно,я думал о себе.
Темный Дайвер # 12 января 2014 в 19:08
Социум подразумивает наличие врага, не обязательно внешнего. В школах это практически всегда будет, даже не самый слабый, А тот на кого можно ополчится. Потому что при отсутствии врага не нужен и лидер. Что делать альфе? Вести бой против паралельного класса? Но в паралельном классе зачастую есть другой альфа с которым не стоит связываться, проще найти врага внутри самого социума. Изгой велечина постоянная.
Аlекsей # 12 января 2014 в 19:13
Ликвидировать "альф" в зачаточном состоянии. Это решит если не все,то многие соц.проблемы в последствии.
Темный Дайвер # 12 января 2014 в 19:18
свято место пусто не бывает. Место альфы займет бета. Потому альфой должен быть сама педогогическая система. Если я правильно помню в армейских частях где офицеров дрючат за дедовщину и они берут на себя роль альф все отлично, дедовщине просто неоткуда взяться.
Счастливчик. # 12 января 2014 в 19:39
Переорентация агрессии. Это как в паре. Злясь друг на друга люди за частую срываются на третье лицо
Счастливчик. # 12 января 2014 в 19:40
Дайвер уважаю твой интеллект.
The Dude # 8 февраля 2014 в 19:51
В идеале роль альфы должна выполнять твоя мораль.
Nerka # 12 января 2014 в 09:24
Я была изгоем в школе,с 8 класса перешла в другую школу и поехало....В прежней школе все было хорошо... Сказалось ли это на мне? Очень!Я прогуливала,низкая самооценка, и у меня не было выпускного,не пошла на него....Мне 27,а мне иногда снится что я школу не закончила...и я до сих пор ненавижу своих одноклассников. Сыночку скоро в садик,а я уже беспокоюсь....
Nerka # 12 января 2014 в 09:28
Но одновременно люди теряют нечто ценное: способность доверять, способность вступать в близкие отношения, а в каких-то случаях – и собственную индивидуальность. Она оказывается спрятана за защитной «маской», которую человек привыкает носить в условиях «жестокого, жестокого мира».
Про меня! cry И кстати у меня мозг блокирует воспоминания последних лет школы,наверное это защитная реакция,но я мало что помню,наверное потому что не хочу.....
Александр # 12 января 2014 в 16:12
Не пойму почему люди держатся за понятие милосердия так будто у них родную мать отнимают если в обществе действует закон естественного отбора. Я не понимаю и никто до сих пор не ответил.
Аlекsей # 12 января 2014 в 19:26
Если в обществе побеждает только тупое агрессивное мудло,то нафиг такое общество?
Счастливчик. # 12 января 2014 в 19:48
Я вот соглашусь с вами. Вижу что вы думайте что общество поддерживает мудло агрессивное. Наверно именно из-за травли вы стали таким. Иеимеете такое представление. Но насам деле это не так. Общество это не поддерживает так как внутриобщественная агрессия это прямая угроза выживанию вида. Но общество не может ставить приоритеты слабых выше чем приорететы сильных. Сильные залог продолжения жизни,а слабые так для массовки.
Аlекsей # 12 января 2014 в 20:06
Для выживания человечества нужны мозги и смекалка,а не грубая сила и тупая агрессия. Наши предки бы разделили участь неандертальцев,полагая бы они так же.
Счастливчик. # 12 января 2014 в 20:11
Да,но согласитесь что мозги и смекалка вам не помогли.
И в дальнейшем те кто были лидерами в школе в большенстве случаев будут лидировать в жизни. Еще и потому что имеют те самые мозги и смекалку. Уж простите,но слабый организм зачастую слаб полностью.
Аlекsей # 12 января 2014 в 20:16
Мне как раз очень помогла смекалка (на счет мозгов не уверен),чтобы избежать значительной части нападений,да еще и умудриться что то выучить и запомнить из школьного материала,находясь при этом в состоянии перманентного напряжения и готовности к обороне.
Счастливчик. # 12 января 2014 в 20:23
Но это ни чего вам не дало. Вы не реализовади это в жизнь. Я просто сужу по результату.
В итоге выходит что они оказались умнее. Они живут авы просто существуете.
А вообще самыми умными я считаю тех кто и травли избежал и сам в ней не участвовал и знания получил. И такие есть. Вот это и называется сила.
Аlекsей # 12 января 2014 в 20:26
Если учесть что один из самых борзых,давно в гробу лежит,а второй отбывает срок,то не особо они оказались "умными".
Александр # 13 января 2014 в 06:19
зачем почистили мои комментарии? В данном случае Вы подтвердили что сила, в данном случае административный ресурс выше силы знания, увы
Аlекsей # 12 января 2014 в 19:17
Искренне Вас понимаю...У меня есть тоже такие симптомы.
Счастливчик. # 12 января 2014 в 16:12
Надеюсь вы не будете его пугать историям про хулиганов.
Учите его давать отпор.
Извиняюсь за то что советы раздаю.
armageddon # 12 января 2014 в 17:41
Статья в тему
Crash # 12 января 2014 в 18:10
Я когда учился в школе, много раз заступался за жертв травли. Но вскоре понял, что "жертва" это состояние души, таким людям, как мне кажется, ни что не поможет.
__ # 12 января 2014 в 18:22
меня мальчик Андрей в 8 классе бил лопатой по лицу (металлом)
он в 13 (!) лет блеать хавал метан и был качком
и нихyя я сделать не мог

а зла на него не держу
Crash # 12 января 2014 в 18:26
А тоже взять лопату?
__ # 12 января 2014 в 18:28
спасибо капитан очевидность
твой совет очень ценен, а главное мудр и нетривиален

как только ученые изобретут машину времени, я сразу же слетаю в прошлое и отпацифиздю Андрюху лопатой
Crash # 12 января 2014 в 18:35
Я просто понял Ваш комментарий как ответ на советы давать отпор. И смысл его был в том, что "против лома нет приема". Я высказал мнение, что всегда есть возможность тоже взять "лом". Возможно я ошибся, и Вы просто рассказали свой случай из жизни и ни как не привязывали его к теме и комментариям. Но зачем так неадекватно реагировать?
Дуся Катасонова # 12 января 2014 в 18:38
есть такая возможность, что когда-нибудь взрослые все-таки начнут решать проблемы детей. Я работала училкой в школе. Поверьте, там круговая порука учителей. Все знают, что происходит, но боятся в этом "запачкаться".
Crash # 12 января 2014 в 18:48
И все мы учились в школе, и все мы знаем что такое травля и как она происходит, для этого не надо быть экспертом, психологом, взрослым. Тем кто прыгает с высоток не нужна причина чтобы прыгнуть, тем кто здоров головой не нужна нездоровая опека взрослых.
Дуся Катасонова # 12 января 2014 в 19:09
боже. вы такой рассудительный. Так и скажите вашим детям, когда их будут бить лопатой по лицу.
__ # 12 января 2014 в 19:10
времена другие сейчас
лопаты уже не те - пластиковые, китайские
Crash # 12 января 2014 в 19:19
Так и скажу, так говорил мне мой отец.
GSasha # 12 января 2014 в 19:00
А вы пробовали проследить, как складывается жизнь засранцев ( тех, кто издевался над слабыми, над учителями, воровал) после окончания школы?
В моём классе- они очень рано ушли в мир иной, ничего путного не сделав в жизни.
Аlекsей # 12 января 2014 в 19:11
В моем случае,один на зоне,второй в гробу,а еще трое живут-не тужат.
Дуся Катасонова # 12 января 2014 в 20:40
да блин, не в том дело, естественный ли это отбор, или неестественный. Конфликты всегда были и будут в любом обществе. Так можно ведь сделать так, чтобы дети хотя бы не на кулаках объясняли, кто сильнее, а на словах. Не допускать групповых избиений, не искать им оправданий, неужели это так сложно? Я хотя бы за то время, что работала в школе, пыталась с этим бороться, звонила родителям, один раз собрала педсовет, следила, что на переменах в коридоре происходит. Естественно, это ничего не изменило, так как кроме меня этот вопрос особо никого не интересовал. Прошу всех, у кого есть дети, не поленитесь, сходите в школу, посидите в классе своего ребенка хотя бы пару уроков. Если будет какой-то конфликт, выслушайте ВСЕ стороны.
Аlекsей # 12 января 2014 в 20:54
"Обвинение жертвы" известный феномен псих-защиты ,которым толпа прикрывается от неудобной правды и нежелания что либо изменить. И от этого миллионы преступников уходят от правосудия,а миллионы пострадавших сами становятся объектами обвинения испытывая еще больше отчаянье,злость и безысходность. К этому же добавляется безразличие и наплевательское отношение к своим рабочим обязанностям тех,кто должен обеспечивать порядок и соблюдение прав человека... Такое вот нынешнее человеческое ебщество.

А тебе,Че, респект.
Александр # 13 января 2014 в 06:31
Я склоняюсь к тому, что если хочешь проблему решить надо ее истоки анализировать, а не виноватых искать.
Александр # 13 января 2014 в 06:37
когда дети решают проблему вместе со взрослым это по моему прорыв
Аlекsей # 8 февраля 2014 в 19:21
За издевательства в школе должна быть уголовная ответственность,если не для малолетних шакаленышей,то для их родителей. И учителя закрывающие сознательно глаза на это,должны быть наказаны. Только такими жесткими методами можно вылечить общество от культа насилия.
Пенопластовый ангел # 8 февраля 2014 в 19:36
Довольно интересно почитать. Я сама была в школе "девочкой для битья", мало приятного, из за этого были проблемы в учебе, а после и дома. Самое странное, что я и сама спустя несколько лет в "веселой" компании (сменила 3 класса) стала верить, что это нормально, что просто "естественный отбор", верила, что где бы я не была отношение будет именно таким (что-то вроде клейма "белой вороны").
Опыт действительно есть, но лучше бы его не было, не такой ценой.. Было дело, когда из за проблем в школе (с самоговорящим номером 13) пыталась покончить с собой. Комплексов много выработалось после этих 12 лет, начинаешь и впрямь верить, что ты - ничтожество, что тебе не место среди "нормальный" людей, даже поверила, что недостойна любви. Теперь вот воюю с ними, пока не очень..
Аlекsей # 8 февраля 2014 в 19:43
Искренне сочувствую Вам...

У меня,патологическая боязнь любых коллективов теперь и крайняя степень недоверия к людям,социофобия. По сему не учусь и не работаю. Спасибо школе за такой урок. hoho
кофе в венах # 8 февраля 2014 в 20:24
Забавно, а мне как раз говорили, что я сама всех провоцирую. Хотя нет, больно не били. А под конец школы и после парочки никем из взрослых не замеченных нервных срывов действительно отрастила зубки и заставила всех с собой считаться, но... До этого много чего наслучалось. Но я хотя бы могу гордиться, что вытащила себя из той ямы сама, без помощи психологов. А ведь многие действительно не выдерживают...
Ерыч # 8 февраля 2014 в 21:32
очень печально. травили,травят и будут травить.Разница в том,как среда на это реагирует и пытается предотвратить подобное.