Откуда пошла традиция печь куличи на Пасху?
Кулич — один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу — особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей — самого Христа.
В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.
Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на Его место хлеб.
Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме на столе или налое перед Царскими вратами особый хлеб, артос*, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.
Все дни Светлой седмицы после Литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос с молитвой раздробляют и в конце Литургии при целовании Креста раздают народу как святыню.
На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» — «круглый хлеб». Слово вошло и в европейские языки: kulich (испанский), koulitch (французский).
Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые «бабы».
В разных регионах России куличи выпекают разных форм; например, в Вологодской губернии — в форме раскрытого ягодного пирога, но чаще всего им придают цилиндрическую форму, как у артоса.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.